Category:

Квантовый скачок из семейного образования в Нью Эйдж

Хотелось бы поднять вопросы о некоторых, остающихся в тени аспектах семейного образования — темы, все чаще озвучиваемой у нас в обществе.

При этом широкое освещение семейного образования (СО) в публичном пространстве обычно не отражает реальности в связи с неоднородным характером СО, и возникающими вследствие этого разночтениями этого понятия. Дело в том, что из-за активной пропаганды СО активистами альтернативного образования, на СО зачастую переходят семьи, совершенно к нему не готовые и не справляющиеся с этой задачей. И во многих случаях им приходится присоединяться к разным видам семейных сообществ. 

Поэтому в основном СО – не семейное в собственном смысле этого слова, а обучение детей в альтернативных «нешколах» и НКО, а также в инициативных общинах с тренером-педагогом. 

Существуют конечно отдельные православные семьи с хорошим уровнем образования, высокими организованностью, педагогическими способностями и достаточными доходами, добившиеся успеха в СО своих детей своими силами, но их не так много, и проецировать их успехи на все остальные семьи с СО неправомерно. Надо отметить, что семьи, успешно справляющиеся с СО своих детей, как правило, с альтернативными школами не связываются. Кроме того, как ни печально, складывается впечатление, что интенсивность рекламной поддержки тех или иных направлений СО обратно пропорциональна их адекватности заявленным целям - в плане эффективности образования, а также воспитания детей. 

Рассмотрим те формы СО, которые форсируются у нас с помощью громкой рекламы и различных конференций и фестивалей. Речь пойдет не о праве на СО, которое конечно должно быть, а о насыщенности движения за СО сектами и оккультными сообществами, и об отсутствии этих сведений при освещении темы СО на конференциях семейников, в СМИ и социальных сетях. 

При этом с сожалением приходится отметить, что наиболее известные православные защитники СО, медийные персоны, руководители конкретных проектов и программ в данной области, выступают зачастую на конференциях и фестивалях по СО (или даже спонсируют такие мероприятия!) совместно с лидерами СО, продвигающими сектантские и оккультные проекты. Соответственно, никогда и нигде эти православные лидеры СО не разъясняют своим последователям об опасности отдать своих детей в сообщества, клубы и «нешколы» деструктивной направленности. Понятно, что такое положение дел, включая рекламу на интернет-ресурсах совместно православных и оккультных «семейников», дезинформирует и усыпляет бдительность родителей и может привести к тяжелым последствиям как для них, так и для их детей. 

Для примера, приведем информацию об идеях и проектах самых известных лидеров СО в России: Ольги Цой, Анатолия Сторожева, Алексея Ширшова и Дмитрия Морозова, а также некоторых других, выбранных случайным образом. 

Авторская оккультная программа. Автор, известный лидер СО, часто выступающая на мероприятиях семейников, Ольга Цой, руководит созданными ею программами — «Школа фонариков» и «Академия фонариков» для детей и их родителей, в которых учит «управлять реальностью» и «призывать в свою жизнь нужных людей, нужные события» путем провозглашения «Намерения», особых вибраций каждой клеточки организма и квантового скачка. Ольга Цой внушает своим «друзьям-фонарикам», что она создает для них атмосферу «высоковибрационной частоты – новое Измерение – для КВАНТОВОГО СКАЧКА». Ольга Цой признается, что источником ее идей и практик является шаманизм Кастанеды. Проект О.Цой вошел в недавно изданную книгу «Острова» - 16 проектов свободного образования.

Анастасийцы. Анатолий Сторожев - координатор программы «Родовые школы России», тесно связан с сектой анастасийцев,  почитает Истархова и др. неоязычников, «Русь Великую, дохристианскую», предлагает включить в образовательный стандарт «Основы ведического образования», пропагандирует оккультные школы Амонашвили и Щетинина, лженауку П.Гаряева, оккультизм - про третий глаз, аджна-чакру, глаз Шивы, распространяет клевету эзотерика Г.Сидорова в отношении нашей Церкви и крещения Руси (его никнейм в Живом журнале - anstor). Алексей Ширшов, наряду с полезными занятиями с детьми на природе, размещает на сайте своего центра (Натуральная школа) тексты, пропагандирующие медитации Ошо. «Натуральная школа» Ширшова является полноправным участником «Союза Экопоселений и Экоинициатив», то есть связана с сектой анастасийцев

Анатолий Сторожев, известный деятель на ниве СО, размещает на своей странице Живого журнала такие материалы!
Анатолий Сторожев, известный деятель на ниве СО, размещает на своей странице Живого журнала такие материалы!

Один из «идеологов» альтернативного образования в России, организатор фестивалей и конференций по СО, президент Ассоциации развития семейного образования (АРСО), Алексей Семенычев, не только делает приглашенные (!) доклады на Международных конференциях семейного образования (МКСО), но и читает лекции по СО также на фестивалях оккультных сообществ ЖизниГрад, ПранаМама и анастасийцев

Ниже, рядом с анонсом очередного выступления А.Семенычева на фестивале Пранамамы и ЖизниГрада (ньюэйджевских сообществ) приведена картинка, цинично пародирующая плакат Великой Отечественной войны, в который автор проекта «Пранамама», Алексей Френкель (Пранапапа), вставил изображение главаря одного из самых деструктивных культов, проповедовавшего идеи, близкие сатанизму, — Раджниша Ошо. 

Бурная деятельность А.Семенычева в области СО и ее пиар за счет совместных мероприятий с представителями нашей Церкви способствуют продвижению таких ньюэйджевских проектов как ПранаМама, ЖизниГрад, секта анастасийцев.

Поселения «Орион» и «Китеж», основатель - Дмитрий Морозов. Об оккультных, рерихианских идеях Д.Морозова и напоминающих секту особенностях поселений можно почитать в этой статье. Вместе с тем, Морозов проводит семинары в проекте Альтернативное образование, участвует в фестивалях по СО, например, делал доклад на фестивале «Весь мир – наша школа» 10-11 ноября 2018. С ним вместе выступали руководитель Центра поддержки семейного образования (ООО «ЦПСО»), Г.Гурдус, Анатолий Сторожев, Сообщество классического семейного образования «Классические беседы» (руководитель – И.Шамолина). По критериям СО, поселение «Китеж» Д.Морозова в этом году вошло в «Топ-5 самых добрых школ России». Доклад Д.Морозова вошел в программу фестиваля по СО "Демократическая школа. Воспитание свободой" в январе 2019.

Сайентологи. На ведущем портале СО, а также в трейлере «лучших спикеров» СО пропагандируется «педагогика» сайентолога Катерины Комаровой. В сообществе Альтернативное образование в России (на стр. в фейсбуке) недавно был пропиарен семинар Татьяны Тищенко, директора «Криминона»

Рейки, холотропное дыхание, ребёфинг. Сообщество Классические беседы спонсировало конференцию по СО 2018 г. с участием православного психолога Екатерины Бурмистровой (семейный клуб «Рождество») в компании с Алексеем и Руфиной Ширшовыми (Натуральная школа - см. выше), Леей Богомоловой - мастером рейки (еще ссылка), и Анной Цымбал (тренинг «внутренний ребенок»), ученицей С.Грофа, ведущей тренингов по холотропному дыханию, ребёфингу, медицинской астрологии и «Арканам Таро». На своей странице в фейсбуке Анна Цымбал пропагандирует тета-хилинг с выходом из тела через высшую чакру.

Вальдорфские школы и педагогика Ш.Амонашвили. Число вальдорфских школ среди рекомендуемых альтернативных школ по семейному образованию весьма значительно. Также в СО распространяется педагогика Ш.Амонашвили.

Ирина Шамолина создала русскоязычную версию “Classical Conversations“ (CC) – «Классические беседы»; разработчиками и владельцами этой программы являются «домохозяйка» Leigh Bortins и ее сын Robert Bortins (США). На сайте американской программы СС указано, что Алексей Комов является директором этой неопротестантской миссионерской (!) организации для стран Европы и Азии. Ли Бортинс использовала схему, не имеющую никакого отношения к классическому образованию. Версия Шамолиной «Классических бесед», (КБ) согласно тщательному и аргументированному анализу, представляет собой еще более редуцированный, по сравнению с вариантом Ли Бортинс, экспериментальный новодел, а основные термины в ней (грамматика, логика и риторика) имеют смысл, отличный от принятых. Образовательная эффективность КБ очень сомнительна

ВАЖНО! Понятия о нравственности в движении за СО – самые разные, вплоть до призыва ее отменить. Речь идет о книге «Школа Саммерхилл. Воспитание свободой» Александра Нилла, входящей в список рекомендуемой литературы для семейников. Знаковым является и название одного из залов для конференций по СО (зал «Саммерхилл»; здесь участвуют Г.Гурдус). В перечне семейных и альтернативных школ на главном портале по СО система «Саммерхилл» названа (наряду еще с 2-мя) «гением педагогики». Журнал "Семейное образование" спонсировал также семинар в Москве, рекламирующий концепции английской школы "Саммерхилл"

На прошедшем в январе 2019 г. фестивале по СО «Демократические школы. Воспитание свободой» подчеркивалось, что «Главные принципы демократической школы были заложены Александром Ниллом в школе "Саммерхилл"! (открывал конференцию один из ведущих популяризаторов СО, возглавляющий альтернативное образование, Алексей Семенычев, которого также приглашают в качестве спикера на МКСО,  позиционирующие себя христианскими). Александр Нилл, последователь идей Зигмунда Фрейда и оккультиста и идеолога сексуальной революции, Вильгельма Райха, считал, что дети обладают врожденной чистотой и способностью саморегуляции. Поэтому в своей школе-интернате (!) он предоставил воспитанникам полную свободу в учебе (ходить – не ходить на занятия), в управлении школой, в еде, в половых отношениях друг с другом. Поощрялась мастурбация, а нравственность и религия со своими запретами отвергались. А.Нил ни во что не ставил родителей, считая, что намного важнее для воспитанников его "новаторской" "свободной школы" - преподаватели. Учителя и дети купались вместе обнаженными. Одна из выпускниц описала свои отрицательные впечатления от этой школы. Характерно, что нашими семейниками книга А.Нилла воспринимается на «ура»: тщательный поиск в интернете среди сотен перепостов этой книги с одобрением выдает только один критический отзыв.

Страницы из книги Александра Нилла "Школа Саммерхилл. Воспитание свободой"
Страницы из книги Александра Нилла "Школа Саммерхилл. Воспитание свободой"

Таким образом, широко пропагандируемые у нас формы СО детей можно охарактеризовать как «православно»-ньюэйджевский рынок образовательных услуг с примесью либеральных установок. К великому сожалению, Ирина Шамолина, позиционирующая себя православной, одна из главных фигур пропаганды СО в России, не только никогда и нигде не говорит о заметном присутствии в движении за СО ньюэйджеров, сектантских и оккультных сообществ и «школ», но и выступает совместно с руководителями этих сообществ. СО в целом (!) представляется Шамолиной как однозначно прекрасная перспектива, способная якобы обеспечить наших детей наилучшим образованием и дать России высоконравственное поколение. 

Характерны идеи, высказанные Шамолиной в докладе, сделанном за рубежом на МКСО-2016, которые, по сути, отражают формирование «винегрета» из СО в плане нравственности, верований и образовательных установок в разных его направлениях. Об опасности и недопустимости такого подхода для православных христиан предупреждают Архиерейские соборы (см. ниже). По  словам И.Шамолиной, якобы большая часть нехристиан в России (за исключением мусульман) противостоит властям, и сопротивляется всему, что им навязывает правительство, в том числе обучению в государственных школах (комментарий автора: сомнительное утверждение!). «Ключевым для них является свобода образования. Значит, СО в России становится точкой, объединяющей христиан и нехристиан», - развивает свою «стратегию» Шамолина, - «и мы должны извлечь из этого выгоду» (!). 

Ирина Шамолина показывает в своем докладе на МКСО-2016 слайд: "Домашнее образование и нехристиане". Содержание слайда: " В России большая часть нехристиан (за исключением мусульман) противостоит правительству. Они сопротивляются всему, что исходит от правительства, включая государственные школы с их программами. Поэтому ключевым их аргументом является получение свободы в образовании, и защита этого права. Это означает, что нехристиане становятся нашими союзниками в сфере защиты свободы образования.
Ирина Шамолина показывает в своем докладе на МКСО-2016 слайд: "Домашнее образование и нехристиане". Содержание слайда: " В России большая часть нехристиан (за исключением мусульман) противостоит правительству. Они сопротивляются всему, что исходит от правительства, включая государственные школы с их программами. Поэтому ключевым их аргументом является получение свободы в образовании, и защита этого права. Это означает, что нехристиане становятся нашими союзниками в сфере защиты свободы образования.
Слайд из доклада Ирины Шамолиной на МКСО-2016: "Домашнее образование в России становится точкой, объединяющей христиан и нехристиан, и мы будем извлекать из этого выгоду".
Слайд из доклада Ирины Шамолиной на МКСО-2016: "Домашнее образование в России становится точкой, объединяющей христиан и нехристиан, и мы будем извлекать из этого выгоду".

И в этой связи следует подчеркнуть, что пропагандисты СО представляют государственные школы только в черных тонах, хотя это вариант образования - для большинства семей России. Руководитель Центра поддержки семейного образования, Гузель Гурдус, в своем докладе на РЧ 2018, запугивает Страшным Судом тех родителей, кто отдает своих детей учиться в обычные школы. Активисты СО-КБ даже не рассматривают возможность и стимулы родителей отстаивать улучшение обстановки и образования в государственных школах (в гос. школах есть отрицательные и положительные стороны; отрицательные — недостатки программы, сквернословие, а также другие — нужно искоренять, положительные — патриотическое воспитание, дополнительные занятия: фольклор, искусство, беседы о нравственности приходящими священниками, ОПК — совершенствовать). Наоборот, они прогнозируют, что будет происходить переманивание директоров и учителей в сообщества и НКО по альтернативному образованию, и Россию покроет сеть мелких инициативных «школ», каждая – со своей программой.

Поэтому бездумное продвижение в России всех форм СО, лишенное независимого критического анализа и прогнозирования, может привести к печальным последствиям. Так, Оксана Апрельская, редактор журнала «Семейное образование», который, как указывалось выше, информационно поддерживает в том числе разные сектантские и оккультно-языческие проекты, уже весьма откровенно высказалась за отмену обязательного среднего образования в России (см. здесь после 42-й мин). 

Интересно привести комментарий нашей эмигрантки в США под статьей Алексея Комова, совладельца программы КБ:

«…Советская академическая школа была лучшей! Да, были недостатки, которые и нужно было исправить. Здесь в эмиграции я встречаю людей из маленьких российских городков блестяще образованных! Американцам такое и не снилось! Так давайте вернем наше хорошее советское образование, создадим разноплановые школы... Мы имеем на это право, коль скоро школы существуют на наши налоги. Это поможет матерям-одиночкам и людям с низким достатком (которых сейчас подавляющее большинство) дать хорошее образование своим деткам. А вместо этого мы продолжаем идти по пути колоссального расслоения, желаем устроить своих детей, а дети ближнего нашего как бы нам уже не нужны».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесконтрольное распространение семейного образования в России при поддержке недобросовестного пиара может привести к следующим отрицательным последствиям:

1. Ухудшение образования за счет заманивания семей с детьми в хаотически размножающиеся сообщества и клубы с непроверенными и экспериментальными программами. 

2. Опыт детей в США, пострадавших от программ американских семейников, в России замалчивается (см. еще). Весьма вероятно, что воспитание и наших детей на СО окажется антивоспитанием. Ориентация на «Школу Саммерхилл» может способствовать дальнейшему развитию распущенности (безнравственность, непочитание старших, свобода половых отношений) молодежи в таких школах. 

3. Пропагандистские выступления последователей СО, позиционирующих себя христианами, совместно с адептами сект и оккультистами способствуют усыплению критического восприятия семей и вовлечению их в секты и оккультные сообщества

4. Православных семейников переманивают в некие общины вокруг «директоров» по КБ (непонятно каких взглядов), купивших программу «Классические беседы» (это – экспериментальный новодел). В противоположность существующим ныне сообществам семей на приходах Православной Церкви, могут возникнуть псевдоправославные общины (опасность такого развития событий хорошо бы оценить экспертам). 

5. Переход на СО может разрушать не очень крепкие семьи.

6. Семейники прогнозируют переманивание директоров и учителей из государственных школ в их общины и «нешколы».

7. Очернение государственных школ лицами, продвигающими альтернативные программы для СО, тормозит стимулы для улучшения образования и климата в обычных школах. 

8. Участие в образовательных проектах и публичных мероприятиях православных активистов СО совместно с представителями альтернативных школ, продвигающих сомнительные, в том числе оккультные и сектантские программы (и тем более спонсирование таких совместных конференций), служит пиару последних, и согласно Определениям Архиерейских соборов 1994 и 2011 г (о социальной деятельности) недопустимо. 

«… и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11)

«… Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви … разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников»

Право на СО несомненно должно у нас существовать. Но подлинная свобода выбора родителями форм образования для своих детей должна быть основана на их всецелой информированности об особенностях и (при наличии) подводных рифах таких форм. Поэтому необходимо проводить независимый экспертный анализ всех направлений СО в России, публиковать открыто его результаты, предостерегать духовно неразборчивых родителей в отношении неоязыческих и оккультных программ (не нарушая семейную свободу выбора) и прогнозировать отдаленные результаты продвижения всех направлений СО.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.